Включатель гидромуфты (см. рис.) управляет работой гидромуфты привода вентилятора. Через него масло поступает в гидромуфту. Включатель установлен в передней части двигателя на патрубке, подводящем охлаждающую жидкость к правому ряду цилиндров.
Включатель гидромуфты
Включатель имеет три фиксированных положения и обеспечивает работу вентилятора в одном из режимов:
- автоматический - рычаг включателя установлен в положение
"А"(рис. Положение включателя гидромуфты привода
вентилятора). При повышении температуры охлаждающей жидкости,
омывающей термосиловой датчик 7 (рис. Включатель гидромуфты),
начинается плавление активной массы, находящейся в его баллоне, которая,
увеличиваясь в объеме, перемещает поршень датчика и шарик 9. При температуре
жидкости 86-90°С шарик 9 открывает масляный канал в корпусе включателя. Масло
из главной магистрали двигателя по каналам в корпусе
включателя, блоке и его передней крышке, трубке 5 (рис. Гидромуфта привода вентилятора) и
каналам в ведущем валу поступает в рабочую полость гидромуфты. При этом
крутящий момент от коленчатого вала передается крыльчатке вентилятора. При
температуре охлаждающей жидкости ниже 86 °С шарик под действием возвратной
пружины перекрывает масляный канал в корпусе, и подача масла в гидромуфту
прекращается. При этом находящееся в гидромуфте масло через отверстие в кожухе
3 сливается картер двигателя и вентилятор отключается;
- вентилятор отключен - рычаг выключателя установлен в положение "О"
(рис. Положение включателя гидромуфты привода вентилятора);
масло в гидромуфту не подается, при этом крыльчатка может вращатьсяс небольшой
частотой под действием сил трения, возникающих при вращении подшипников и
манжеты гидромуфты;
вентилятор включен постоянно - рычаг включателя установлен в положение "П"; в этом случае масло в гидромуфту подается постоянно независимо от температуры охлаждающей жидкости, лопасти вентилятора вращаются постоянно с частотой приблизительно равной частоте вращения коленчатого вала двигателя.
Положение включателя гидромуфты привода вентилятора
Основной режим работы гидромуфты автоматический.
При отказе включателя гидромуфты в автоматическом режиме (характеризуется перегревом двигателя) необходимо включить гидромуфту в постоянный режим (установить рычаг включателя в положение "П") и при первой возможности устранить неисправность включателя.