Принципиальные схемы привода приведены на рис. 287-292.
Источником сжатого воздуха в приводе является компрессор 9. Компрессор, регулятор давления 11, предохранитель 12 от замерзания конденсата, конденсационный ресивер 20 составляют питающую часть привода, из которой очищенный сжатый воздух под заданным давлением подается в необходимом количестве в остальные части пневматического тормозного привода и к другим потребителям сжатого воздуха. Пневматический тормозной привод разбит на автономные контуры, отделенные друг от друга защитными клапанами. Каждый контур действует независимо от других контуров, в том числе и при возникновении неисправностей. Пневматический тормозной привод состоит из пяти контуров, разделенных одним двойным и одним тройным защитными клапанами.
Контур I привода рабочих тормозных механизмов передней оси состоит из части тройного защитного клапана 17; ресивера 24 вместимостью 20 л с краном слива конденсата и датчиком 18 падения давления в ресивере, части двухстрелочного манометра 5; нижней секции двухсекционного тормозного крана 16; клапана 7 контрольного вывода (С); клапана 8 ограничения давления; двух тормозных камер 1; тормозных механизмов передней оси тягача; трубопроводов и шлангов между этими аппаратами.
Кроме того, в контур входит трубопровод от нижней секции тормозного крана 16
до клапана 81 управления тормозными системами прицепа с двухпроводным
приводом.
Контур II привода рабочих тормозных механизмов задней тележки
состоит из части тройного защитного клапана 17; ресиверов 22 общей вместимостью
40 л с кранами 19 слива конденсата и датчиком 18 падения давления в ресивере;
части двухстрелочного манометра 5; верхней секции двухсекционного тормозного
крана 16; клапана контрольного вывода (D) автоматического регулятора тормозных
сил 30 с упругим элементом; четырех тормозных камер 26; тормозных механизмов
задней тележки (промежуточного и заднего мостов); трубопроводов и шланга между
этими аппаратами. В контур входит также трубопровод от верхней секции тормозного
крана 16 к клапану 31 управления тормозными механизмами с двухпроводным
приводом.
Контур III привода механизмов запасной и стояночной тормозных систем, а также, комбинированного привода тормозных механизмов прицепа (по-пуприцепа) состоит из части двойного защитного клапана 13; двух ресиверов 25 общей вместимостью 40 л с краном 19 слива конденсата и датчиком 18 падения давления в ресиверах; двух клапанов 7 контрольного вывода (В и Е) ручного тормозного крана 2; ускорительного клапана 29; части двух-магистрального перепускного клапана 32; четырех пружинных энергоаккумуляторов 28 тормозных камер; датчика 27 падения давления в магистрали пружинных энергоаккумуляторов; клапана 31 управления тормозными механизмами прицепа с двухпроводным приводом; одинарного защитного клапана 35; клапана 34 управления тормозными механизмами прицепа с однопроводным приводом; трех разобщительных кранов 37 трех соединительных головок; головки 38 типа А однопроводного привода тормозных механизмов прицепа и двух головок 39 типа "Палм" двухпроводного привода тормозных механизмов прицепа; пневмоэлектри-ческого датчика 33 "стоп-сигнала", трубопроводов и шлангов между этими аппаратами. Следует отметить, что пневмоэлектрический датчик 33 в контуре установлен таким образом, что он обеспечивает включение ламп "стоп-сигнала" при торможении автомобиля не только запасной (стояночной) тормозной системой, но и рабочей, а также в случае выхода из строя одного из контуров последней.
Контур IV привода вспомогательной тормозной системы и других потребителей не имеет своего ресивера и состоит из части двойного защитного клапана 13; пневматического крана 4; двух цилиндров 23 привода заслонок; цилиндра 10 привода рычага останова двигателя; пневмоэлектрического датчика 14; трубопроводов и шлангов между этими аппаратами.
От контура IV привода механизмов вспомогательной тормозной системы сжатый воздух поступает к дополнительным (не тормозным) потребителям; пневмосигналу, пневмогидравлическому усилителю сцепления, управлению агрегатами трансмиссии и пр.
Контур V привода аварийного растормаживания не имеет своего ресивера и исполнительных органов. Он состоит из части тройного защитного клапана 17; пневматического крана 4; части двухмагистрального перепускного клапана 32; соединяющих аппараты трубопроводов и шлангов.
Пневматические тормозные приводы тягача и прицепа соединяют три магистрали: магистраль одопроводного привода, питающая и управляющая (тормозная) магистрали двухпроводного привода. На седельных тягачах соединительные головки 38 и 39 находятся на концах трех гибких шлангов указанных магистралей, закрепленных на поддерживающей штанге. На бортовых автомобилях головки 38 и 39 установлены на задней поперечине рамы.
Для улучшения влагоотделения в питающей части тормозного привода автомобилей мод. 53212, 53213 на участке компрессор — регулятор давления дополнительно предусмотрен влагоотделитель, установленный на первой поперечине автомобиля в зоне интенсивного обдува.
С этой же целью на всех моделях автомобиля КамАЗ на участке предохранитель от замерзания — защитные клапаны предусмотрен конденсационный ресивер вместимостью 20 л. На самосвале 55111 отсутствует аппаратура управления тормозными механизмами прицепа, разобщительные краны, соединительные головки.
Для наблюдения за работой пневматического тормозного привода и своевременной сигнализации о его состоянии и возникающих неисправностях в кабине на щитке приборов имеются пять сигнальных лампочек, двухстрелочный манометр, показывающий давление сжатого воздуха в ресиверах двух контуров (I и II) пневматического привода рабочей тормозной системы, и зуммер, сигнализирующий об аварийном падении давления сжатого воздуха в ресиверах любого контура тормозного привода.
Механизм вспомогательной тормозной системы (рис. 293). В приемных трубах глушителя установлены корпус 1 и заслонка 3, закрепленная на валу 4. На валу заслонки закреплен также поворотный рычаг 2, соединенный со штоком пневмоцилиндра. Рычаг 2 и связанная с ним заслонка 3 имеют два положения. Внутренняя полость корпуса сферическая. При выключении вспомогательной тормозной системы заслонка 3 устанавливается вдоль потока отработавших газов, а при включении — перпендикулярно потоку, создавая определенное противодавление в выпускных коллекторах. Одновременно прекращается подача топлива. Двигатель начинает работать в режиме компрессора.
Рис. 287.
Пневмопривод тормозных механизмов автомобиля мод. 5320: А- контрольный вывод
контура IV; В, Е - клапаны контрольных выводов III контура; С - вывод
контрольный контура I; D - вывод контрольный контура II; N - магистраль
тормозная управляющая двухпроводного привода; Р - магистраль соединительная
однопроводного привода; R -магистраль питающая двухпроводного привода; 1 -
камеры тормозные типа 24; 2 - кран управления стояночной тормозной системой; 3 -
кран аварийного растормаживания стояночной тормозной системы; 4 - кран
управления вспомогательной тормозной системой; 5 — манометр двухстрелочный; 6 -
лампы контрольные и звуковой сигнализатор; 7 - клапан контрольных выводов; 8 -
клапан ограничения давления; 9 - компрессор; 10 - пневмоцилиндр привода рычага
останова двигателя; 11 - регулятор давления; 12 - предохранитель от замерзания;
13 - клапан двойной защитный; 14 - датчик включения электромагнитного клапана
тормозного механизма прицепа; 15 - батареи аккумуляторные; 16 - фан
двухсекционный тормозной; 17 - клапан тройной защитный; 18 - датчик падения
давления в ресивере; 19 - краны слива конденсата; 20 - ресивер конденсационный;
21 - клапан отбора воздуха; 22 - ресиверы контура II; 23 - пневмоцилиндр привода
заслонки вспомогательной тормозной системы; 24, 25 - ресиверы I и III контуров;
26 - камеры тормозные типа 20x20; 27 - датчик включения контрольной лампы
стояночной тормозной системы; 28 - энергоаккумуляторы; 29 - клапан
ускорительный; 30 - регулятор автоматический тормозных сил; 31 - клапан
управления тормозными механизмами прицепа с двухпроводным приводом; 32 - клапан
двухмагистральный; 33 - датчик включения сигнала торможения; 34 - клапан
управления тормозными механизмами прицепа с однопроводным приводом; 35 - клапан
одинарный защитный; 36 - фонари задние; 37 - краны разобщительные; 38, 39 -
соединительные головки типа А и типа "Палм"
Рис. 288.
Схема пневматического привода тормозных механизмов автомобилей
КамАЗ-53229,-65115,-54115,-43253:1 - водоотделитель; 2 -компрессор; 3 -
охладитель; 4 -четырехконтурный защитный клапан 5 - автоматической регулятор
тормозных сил; 6 - регулятор давления; 7 -выключатель сигнала торможения: 8
-тормозной кран; 9 — пневмоцилиндр привода заслонки механизма вспомогательной
тормозной система 10 - кран управления стояночный тормозной системой; 11
пропорциональный клапан; 12 -пневмоцилиндр привода рычага останова двигателя; 13
— кран управления вспомогательной тормозной системой; 14 — манометр; 15 -
тормозные камеры типа 30/30; 16 -ресивер контура 1Y; 17 - ресиверы контура 11;
18 - кран слива конденсата; 19 - тормозные камеры типа 20/20; 20/24 -
ускорительные клапаны; 21-двухмагистральный перепускной клапан; 26 выключатель
контрольной лампы стояночной тормозной системы; 23 - ресивер контура III; 25 -
ресивер контура I; 26 - выключатель контрольной лампы падения давления воздуха в
контуре III; 27 - кран экстренного растормаживания
Рис.
289. Схема пневматического привода тормозных механизмов автомобилей КамАЗ-4326:1
-тормозные камеры типа 24; 2 (А, В, С) - контрольные выводы; 3 -
пневмоэлектрический выключатель элетромагнитного клапана прицепа; 4 - кран
управления вспомогательной тормозной системой; 5 - двухстрелочный манометр; 6 -
компрессор; 7 -пневмоцилиндр привода рычага останова двигателя; 8 -
водоотделитель; 9 - регулятор давления; 11 - двухмагистральный перепускной
клапан; 12-4-х контурный защитный клапан; 13 - кран управления стояночной
тормозной системой; 14 - теплообменник; 15 - двухсекционный тормозной кран; 17 -
пневмоцилиндры привода заслонок механизма вспомогательной тормозной системы; 18
- ресивер контура I; 19 - ресивер потребителей; 20 - выключатель сигнализатора
падения давления; 21 - ресивер контура III; 22 - ресиверы контура II; 23 - кран
слива конденсата; 24 - тормозные камеры типа 20/20 с пружинными
энергоаккумуляторами; 25, 28 - ускорительные клапаны; 26 - клапан управления
тормозными системами прицепа с двухпроводным приводом; 27 - выключатель
сигнализатора стояночной тормозной системы; 29 - клапан управления тормозными
системами прицепа с однопроводным приводом; 30 -автоматические соединительные
головки; 31 - соединительная головка типа A; R - к питающей магистрали
двухпроводного привода; Р - к соединительной магистрали однопроводного привода;
N - к управляющей магистрали двухпроводного привода; 31- датчик падения давления
в ресиверах I контура; 32- датчик падения давления в ресиверах II контура;
33-датчик стоп- сигнала; 34-кран экстренного растормаживания
Рис.
290. Схема пневматического привода тормозных механизмов автомобилей Кам
АЗ-43118,-65111
Рис. 291.
Схема пневматического привода тормозных механизмов автомобилей
КамАЗ-43101,43114:1 — тормозные камеры типа 24; 2 (А, В, С) - контрольные
выводы; 3 - пневмоэлектрический выключатель элетромагнитного стопке прицепа; 4 -
кран управления вспомогательной тормозной системой; 5 - двухстрелочный манометр;
6 - компрессах: 7 - пневмоцилиндр привода рычага останова двигателя; 8 -
водоотделитель; 9 - регулятор давления; 11 -двухмагистральный перепускной
клапан; 12—4-х контурный защитный клапан; 13 - кран управления стояночной
тормозной системой; 14 - теплообменник; 15 - двухсекционный тормозной кран; 17 -
пневмоцилиндры привеса заслонок механизма вспомогательной тормозной системы; 18
- ресивер контура I; 19 - ресивер потребителей 21 -выключатель сигнализатора
падения давления; 21 - ресивер контура III; 22 - ресиверы контура II; 23 — кран
слива конденсата; 24 - тормозные камеры типа 20/20 с пружинными
энергоаккумуляторами; 25, 28 - ускорительные клапаны; 26 - клапан управления
тормозными системами прицепа с двухпроводным приводом; 27 - выключатель
сигнализатора стояночной тормозной системы; 29 - клапан управления тормозными
системами прицепа с однопроводным приводом; 30 - автоматические соединительные
головки; 31 - соединительная головка типа А. - -к питающей магистрали
двухпроводного привода; Р - к соединительной магистрали однопроводного приаоог %
-к управляющей магистрали двухпроводного привода; 31- датчик падения давления в
ресиверах I контура; 32- датчик падения давления в ресиверах II контура;
33-датчик стоп- сигнала; 34-кран экстренного растормаживания
Рис. 292.
Схема пневматического привода тормозных механизмов автомобилей
КамАЗ-53228
Рис.293.
Механизм вспомогательной тормозной системы: 1 - корпус; 2 - рычаг поворотный; 3
- заслонка; 4 — вал