Топливный насос высокого давления
ТНВД (см. рис. ТНВД) предназначен для подачи в цилиндры двигателя в определенные моменты времени строго дозированных порций топлива под высоким давлением.
ТНВД: 1 — корпус; 2 — толкатель; 3 — пружина толкателя; 4 — поворотная втулка; 5, 41 — рейка; 6 — корпус секции ТНВД; 7 — плунжер; 8 — втулка плунжера; 9 — корпус нагнетательного клапана; 10 — нагнетательный клапан; 11 — штуцер; 12 — прокладка; 13 — насос топливоподкачивающий; 14, 17 — крышка регулятора задняя; 15 — толкатель; 16 — сухарь ведущего зубчатого колеса регулятора; 18, 33 — регулировочные прокладки; 19 — державка грузов; 20 — ось груза; 21 — упорный подшипник; 22 — груз; 23 — муфта грузов; 24 — палец; 25 — возвратная пружина рычага останова; 26 — корректор; 27 — верхняя крышка регулятора; 28 — рычаг пружины регулятора; 29 — перепускной клапан; 30 — втулка рейки ТНВД; 31 — пробка рейки; 32 — муфта опережения впрыскивания топлива; 34 — подшипник; 35 — кулачковый вал; 36 — ведущее зубчатое колесо регулятора; 37 — фланец; 38 — эксцентрик привода насоса топливоподкачивающего; 39 — рычаг стартовой пружины; 40 — главная пружина регулятора; 42 — стартовая пружина; 43 — рычаг реек; 44 — рычаг регулятора; 45 — рычаг муфты грузов; 46 — ось; 47, 48 — шайбы регулировочные; 49 — сухарь.
На двигатель 740.11-240 устанавливается ТНВД мод. 337-40 с диаметром плунжера - 11 мм и ходом плунжера - 13 мм, корпусом ТНВД усиленной конструкции с туннелем под кулачковый вал увеличенного диаметра и усиленными подшипниками, нагнетательным клапаном — повышенной пропускной способности диаметром 7 мм. ТНВД укомплектован автоматической муфтой опережения впрыскивания топлива (АМОВТ) с номинальным углом разворота ведомой полумуфты относительно ведущей - 1°.
На двигатель 740.14-300 устанавливается ТНВД мод. 337-80.01 с диаметром плунжера - 1мм и ходом плунжера - 13 мм. ТНВД укомплектован АМОВТ с номинальным углом разворота ведомой полумуфты относительно ведущей - 4°30 .
На двигатель 740.13-260 устанавливается ТНВД мод.337-42 с диаметром плунжера 11 мм и ходом плунжера 13 мм. ТНВД без АМОВТ.
В корпусе ТНВД 1 установлены восемь секций, которые состоят из корпуса 6, втулки 8 плунжера, плунжера 7, поворотной втулки 4, нагнетательного клапана 10, прижатого к втулке плунжера штуцером 11 через уплотнительную прокладку 12. Плунжер совершает возвратно- поступательное движение под действием кулачка вала 35 и пружины 3. Толкатель от проворачивания в корпусе зафиксирован сухарем 49. Кулачковый вал вращается в роликовых подшипниках 34, установленных в крышках и прикрепленных к корпусу насоса. Осевой зазор кулачкового вала регулируется прокладками 33. Зазор должен быть не более 0,1 мм.
Для увеличения подачи топлива плунжер 7 поворачивают втулкой 4, соединенной через ось поводка с рейкой 5 насоса. Рейка перемещается в направляющих втулках 30. Выступающий ее конец закрыт пробкой 31. С противоположной стороны насоса находится болт 48, регулировки подачи топлива всеми секциями насоса, болт закрыт пробкой и запломбирован.
Топливо к насосу подводится через специальный штуцер, к которому болтом прикреплена трубка низкого давления 14 (см. рис. Система питания двигателя топливом). Далее к каналам в корпусе топливо поступает к впускным отверстиям втулок 8 плунжеров. На переднем торце корпуса в месте выхода топлива из насоса, установлен перепускной клапан 29, который обеспечивает давление в линии низкого давления на рабочих режимах 0,13-0,19 МПа (1,3-1,9 кгс/см2). Давление открытия клапана регулируется подбором регулировочных шайб 50 внутри пробки клапана.
Смазывание насоса циркуляционное, пульсирующее, под давлением от общей смазочной системы двигателя.
Внимание! Проверку и регулировку ТНВД, а также замену плунжерных пар, уплотнительных прокладок секций ТНВД необходимо проводить в специализированной мастерской и квалифицированным специалистом.
Категорически запрещается установка моделей ТНВД не соответствующих данной модели двигателя, из-за ухудшения качества рабочего процесса двигателя, повышения выброса вредных веществ с отработавшими газами, дымности отработавших газов и во избежание преждевременного выхода двигателя из строя.