Смазочная система комбинированная, с "мокрым" картером. Система включает масляный насос, фильтр очистки масла, водомасляный теплообменник, картер масляный, маслоналивную горловину, направляющую трубку и указатель уровня масла.
Различные комплектации двигателя КамАЗ могут отличаться формой картера масляного, расположением и глубиной копильника масла. Соответственно, масляный насос имеет различные маслозаборники. Двигатели оснащаются маслозаливной горловиной и указателем уровня масла расположенными в передней крышке или на картере маховика.
Схема смазочной системы показана на рисунке 23. Из картера 13 масляный насос 1 подает масло в фильтр очистки масла 3 и через водомасляный теплообменник 6 в главную магистраль, и далее к потребителям. В смазочную систему также включены клапан 2 системы, обеспечивающий давление в главной масляной магистрали 392...539кПа (4,0...5,5 кгс/см2) при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя и температуре масла 80.. .95 °С, перепускной клапан 4, отрегулированный на срабатывание при перепаде давления на фильтре 147...216 кПа (1,5...2,2 кгс/см ) и термоклапан 11 включения водомасляного теплообменника.
Рисунок 23. Схема смазочной системы: 1 — насос масляный; 2 — клапан; 3 — фильтр; 4 — перепускной клапан; 5 — частично-поточный фильтроэлемент; 6 — водомасляный теплообменник; 7, 8 и 9 — приборы контроля; 10 — форсунки охлаждения поршней; 11 — термоклапан; 12 — полнопоточный фильтроэлемент; 13 — картер масляный; 14 — клапан предохранительный.
При температуре масла ниже 95 °С, клапан открыт и основной поток масла
поступает в двигатель минуя теплообменник. При температуре масла более 110 °С,
термоклапан закрыт и весь поток масла проходит через теплообменник, где
охлаждается водой. Тем самым обеспечивается быстрый прогрев двигателя после
запуска и поддержание оптимального температурного режима в процессе
эксплуатации. Конструктивно термоклапан расположен в корпусе масляного фильтра.
Максимальная температура масла в системе смазки 115 °С.