Тепловые зазоры в механизме газораспределения регулируйте на холодном двигателе не ранее чем терез 30 мин после его останова.
При регулировании тепловых зазоров коленчатый вал устанавливайте последовательно в положения I, II, III, IV (табл. 3), которые определяются поворотом коленчатого вала относительно начала впрыскива-топлива в первом цилиндре на угол, указанный в таблице. При каждом положении регулируйте одновременно зазоры клапанов двух цилиндров в порядке работы: 1—5—4—2—6—3—7—8.
Таблица 3. Углы поворота коленчатого вала относительно начала впрыскивания топлива в первом цилиндре при регулировании тепловых зазоров
Параметр | Значение параметра при положениях коленчатого вала | |||
I | II | III | V | |
Уголповорота коленчатого вала | 60° | 240° | 420° | 600° |
Цилиндры регулируемых клапанов | 1; 5 | 4; 2 | 6; 3 | 7; 8 |
Регулируйте тепловые зазоры в следующем порядке:
- снимите крышки головок цилиндров;
- проверьте момент затяжки и при необходимости втяните болты крепления головок цилиндров;
- установите фиксатор маховика в нижнее поение;
- снимите крышку люка в нижней части картера пления;
- вставляя ломик в отверстия на маховике, проворачивайте коленчатый вал до тех пор, пока фиксатор не войдет в зацепление с маховиком;
- проверьте положение меток на торце корпуса муфты опережения впрыскивания топлива и фланце ведущей полумуфты привода топливного насоса высокого давления. Метки должны находиться в верхнем положении. Если риски находятся внизу, выверите фиксатор из зацепления с маховиком, проверни коленчатый вал на один оборот, при этом фиксатор ен войти в зацепление с маховиком;
- установите фиксатор маховика, в верхнее положение;
- проверните коленчатый вал по ходу вращения (против часовой стрелки, если смотреть со стороны маховика) на угол 60° (поворот маховика на угловое стояние между двумя соседними отверстиями соответствует повороту коленчатого вала на 30°), т. е. в положение I. При этом клапаны 1-го и 5-го цилиндров закрыты (штанги клапанов легко проворачиваются от руки);
- проверьте момент затяжки гаек крепления стоек коромысел регулируемых цилиндров и при необходимости затяните их;
- проверьте щупом зазор между носками коромысел и торцами стержней клапанов 1-го и 5-го цилиндров. Щуп толщиной 0,3 для впускного и 0,4 для выпускного клапанов должен входить с усилием (передние клапаны правого ряда цилиндров впускные, левого ряда — выпускные);
- для регулирования зазора приспособлением И801.14.000 (рис. 63) ослабьте гайку регулировочного винта, вставьте в зазор щуп и, вращая винт отверткой 2, установите требуемый зазор. Придерживая винт отверткой, затяните гайку и проверьте величину зазора;
- дальнейшее регулирование зазоров в клапанном механизме проводите попарно в цилиндрах 4 и 2 (положение II), 6 и 3 (положение III), 7 и 8 (положение IV), проворачивая коленчатый вал по ходу вращения каждый раз на 180° (см. табл. 3);
- пустите двигатель и проверьте его работу, при правильно отрегулированных
зазорах стука в клапанном механизме не должно быть;
установите крышки люка картера сцепления и головок цилиндров.
Рис. 63. Регулирование тепловых зазоров приспособлением И801.14.000: 1 - ключ; 2 — отвертка
Для смены фильтрующих элементов фильтра тонкой очистки топлива:
- выверните на два-три витка сливные пробки 10 (см. рис. 32) и слейте топливо из фильтра, затем вверните пробки;
- выверните болты крепления колпаков фильтра, снимите колпаки (рис. 64) и удалите загрязненные фильтрующие элементы;
- промойте колпаки дизельным топливом;
- установите в каждый колпак новый фильтрующий элемент;
- установите колпаки с элементами и затяните болты;
- пустите двигатель и убедитесь в герметичности фильтра.
Рис. 64. Обслуживание фильтра тонкой очистки топлива
Подтекание топлива устраните подтяжкой болтов крепления колпаков.
Для технического обслуживания фильтра грубой очистки топлива:
- слейте топливо из фильтра, ослабив сливную пробку 1 (см. рис. 36);
- выверните четыре болта 7 крепления стакана к корпусу фильтра и снимите стакан 2 вместе с фланцем 8;
- выверните фильтрующий элемент из корпуса;
- промойте сетку фильтрующего элемента и полость стакана бензином или дизельным топливом, продуйте сжатым воздухом;
- наденьте на фильтрующий элемент уплотнительную шайбу, распределитель 6 и вверните фильтрующий элемент в корпус;
- установите стакан фильтра и закрепите его болтами;
- затяните сливную пробку;
- убедитесь в отсутствии подсоса воздуха через фильтр на работающем двигателе; при необходимости устраните подтягиванием болтов крепления стакана к корпусу.
Рис. 65. Установка начала впрыскивания топлива в первом цилиндре двигателя по меткам: 1 - муфта автоматическая опережения впрыскивания; 2 - полумуфта ведомая; 3 -болт стяжной; 4 - фланец задний ведущей полумуфты; I - метка на заднем фланце полумуфты; II - метка на муфте опережения впрыскивания; III - метка на корпусе топливного насоса высокого давления
Для двигателей 740.11-240 проверка e регулировка угла опережения впрыскивание-топлива производится с помощью моментоскопа!
Установка моментоскопа приведена на рис. 65-b. Схема нумерации цилиндров двигателя и расположения секций топливного насоса высокого давлений (ТНВД) приведены на рисунке 65-b.
- Отсоедините трубку высокого давления восьмой секции ТНВД.
- На штуцер восьмой секции установите моментоскоп согласно рисунков.
- Рычаг управления регулятором переведите в среднее положение.
- Заполните стеклянную трубю моментоскопа топливом, вращая коленчаты вал двигателя.
- Переведите фиксатор в глубокий паз медленно поворачивайте коленчатый вал
двигателя по ходу вращения до моменте начала движения топлива в стеклянной
трубке моментоскопа. Если в этот момент фиксатор войдет в паз маховика, то
угол опережения впрыскивания топлива установлено правильно.
При этом допускается несовпадение (S) не более 2 мм метки на фланце ведомое полумуфты и указателя на корпусе ТНВД сторону опережения впрыскивания топливе (см. рис. 65-а). Фиксатор переведите в верхнее положение. - Если паз на маховике двигателя не дошел до фиксатора, а движение топлива в стеклянной трубке началось, ослабьте болт крепления ведомой полумуфты и доведите паз маховика до фиксатора, затянуте болты. Фиксатор переведите в верхнее положение. Проверьте точность установки угла согласие п. 5.
- Если фиксатор вошел в паз на маховике а движение топлива в трубке не началось то ослабьте болты крепления ведомой полумуфты и медленно поворачивайте кулачковый вал ТНВД за фланец ведомой полумуфты (для двигателей с МОВТ за муфту опережения) по ходу вращения до моменте начала движения топлива в стеклянной трубке моментоскопа. Закрепите болты и повторите действия по п 5.Фиксатор переведите в верхнее положение.
Рис. 65-а. Установка угла опережения впрыскивания топ-ливадвигателейс муфтой опережения впрыскивания топлива 1 - корпус ТНВД; 2 - автоматическая муфта опережения впрыскивания топлива; 3 - полумуфта ведомая; 4 -вал привода; 5 - полумуфта ведущая; 6 - стяжной болт; 7 - шпонка; 8 - фланец центрирующий; 9 - втулка центрирующая; 10, 11 - пакет пластин; 12 -болт.
Рис. 65-b. Схема нумерации цилиндров двигателя и расположения секцийтопливного насоса высокого давления: 1 - двигатель; 2 - топливный насос высокого давления: 3 - маховик.
Рис. 65-с. Схема установки моментаскопа: 1 - стеклянная трубка; 2 - переходная трубка; 3 -отрезок топливопровода высокого давления; 4 - накидная гайка.
Для проверки и регулирования угла опережения впрыскивания топлива:
- Проверните коленчатый вал ломиком за отверстие на маховике через люк в нижней части картера сцепления до совмещения меток на корпусе топливного насоса высокого давления и автоматической муфте опережения впрыскивания топлива (рис. 65).
- Проверните коленчатый вал двигателя ш полоборота против хода вращения (по часовой стрелке, если смотреть со стороны маховика).
- Установите фиксатор маховика в нижнее положение и проворачивайте коленчатый вал по ходу вращения до тех пор, пока фиксатор не войдет в паз маховика. Если в этот момент метки на корпусах топливного насоса и автоматической муфты совместились, то угол опережения впрыскивания установлен неправильно: фиксатор переведите в верхнее положение.
- Если метки не совместятся:
— ослабьте верхний болт 3 ведомой телумуфты привода, поверните коленчатый вал по ходу вращения и ослабьте второй болт;
— разверните муфту опережения впрыскивания топлива за фланец ведомой полумуфты привода в направлении, обратном ее вращению, до упора болтов в стенки пазов (рабочее вращение муфты правое, если смотреть со стороны привода);
— опустите фиксатор в нижнее положение и поворачивайте коленчатый вал двигателя по ходу вращения до совмещения фиксатора пазом маховика;
— медленно поворачивайте муфту опережения впрыскивания топлива за фланец ведомой полумуфты привода только в направлении вращения до совмещения меток на корпусах насоса и муфты опережения впрыскивания. Закрепите верхний болт полумуфты привода, установите фиксатор в верхнее положение, поверните коленчатый вал и закрепите второй болт. - Проверьте правильность установки угла опережения впрыскивания, как указано
в п. 3.
Для смазывания автоматической муфты опережения впрыскивания топлива используйте масло, применяемое для двигателя. На корпусе муфты имеются два отверстия, закрытые винтами с уплотнительными шайбами — масло залейте через верхнее отверстие до появления его из нижнего.