Коленчатый вал (рис. 23) стальной, изготовлен
горячей штамповкой, упрочен азотированном или закалкой токами высокой частоты
шатунных и коренных шеек.
Коленчатый вал имеет пять коренных
опор и четыре шатунные шейки. В шатунных шейках вала выполнены внутренние
полости, закрытые заглушками 5, где масло подвергается дополнительной
центробежной очистке. Полости шатунных шеек сообщаются наклонными отверстиями с
поперечными каналами в коренных шейках.
На носке и хвостовике коленчатого вала установлены шестерня 6 привода масляного насоса и ведущая шестерня 3 в сборе с маслоотражателем 2. Выносные противовесы 4 и 7 съемные, закреплены на валу прессовой посадкой.
Осевые перемещения коленчатого вала ограничены четырьмя сталеалюминиевыми полукольцами, установленными в проточках задней коренной опоры так, чтобы сторона с канавками прилегала к упорным торцам вала, а ус входил в паз на крышке заднего коренного подшипника.
Рис. 23.
Коленчатый вал в сборе: 1 - вал коленчатый; 2 -маслоотражатель; 3 - шестерня
ведущая; 4 - противовес задний; 5 - заглушка шатунной шейки; 6 - шестерня
привода масляного насоса; 7 - противовес передний
Хвостовик коленчатого вала уплотнен резиновым самоподжимным сальником, установленным в картере маховика. Маховик (рис. 24) из серого специального чугуна, закреплен болтами на заднем торце коленчатого вала и зафиксирован двумя штифтами и установочной втулкой 8. Зубчатый венец 1 посажен на маховик по горячепрессовой посадке и служит для пуска двигателя стартером. Число зубьев венца маховика 113. На наружной поверхности маховика имеется паз под фиксатор 2 маховика, который используется при отрегулировании двигателя.
Рис. 24.
Маховик: 1 - венец зубчатый; 2 - фиксатор маховика; 3 - маховик; 4, 8 - втулки
установочные; 5-сухарь отжимного рычага сцепления; 6-болт крепления маховика; 7-
кольцо опорное, пружинное; 9 - манжета ведущего вала коробки передач
Шатуны 3 (рис. 25) стальные, двутаврового сечения; нижняя головка выполнена с прямым и плоским разъемом. Шатун окончательно обработан в сборе с крышкой, поэтому крышки шатунов невзаимозаменяемы. На крышке и шатуне нанесены метки спаренности 7 в виде трехзначных порядковых номеров. При сборке метки на шатуне и крышке должны находиться с одной стороны. Кроме того, на крышке шатуна выбит порядковый номер цилиндра. На каждой шатунной шейке коленчатого вала установлено по два шатуна. Подшипниками скольжения служат втулка 2 из биметаллической ленты в верхней голов-се шатуна и съемные взаимозаменяемые вкладыши 8 — в нижней. Крышка шатуна закреплена двумя латунными болтами 4 с гайками 6.
Рис.25. Шатунно-поршневая группа: 1 -поршень: 2-втулка верхней головки шатуна; 3-шатун; 4-болт шатунный; 5-крышка шатуна; 6-гайка; 7-метка одаренности; 8 -вкладыш нижней головки шатуна; 9 - кольцо стопорное; 10 - палец; 11 - кольцо маслосъемное; 12 - кольца компрессионные
Поршни 1 из высококремнистого алюминиевого сплава со вставкой (специальный чугун) под верхнее компрессионное кольцо и коллоидно-графитным покрытием юбки. На поршне установлены два компрессионных кольца 12 и одно маслосъемное кольцо 11. Компрессионные кольца в сечении представляют одностороннюю трапецию, изготовлены из чугуна специального химического состава. Рабочая поверхность верхнего компрессионного кольца покрыта хромом, нижнего — молибденом.
Маслосъемное кольцо прямоугольного сечения с витым пружинным расширителем и хромированной рабочей поверхностью. В головке поршня расположена камера сгорания. Подбором варианта исполнения поршня (табл. 2), с целью уменьшения надпоршневого зазора, при сборке двигателя обеспечено выступание поршня над уплотнительным торцом гильзы в пределах 0,5...0,7 мм. Индекс варианта поршня нанесен на его днище: 10; 20; 30; 40, а также на нерабочем торце выступа гильзы. В запасные части поставляются поршни с индексом «10», которые при ремонте допускается устанавливать в гильзы с любым индексом.
Таблица 2. Подбор поршня по расстоянию от образующей шатунной шейки коленчатого вала в верхнем ее положении до уплотнительного бурта гильзы цилиндра (рис. 26)
Индекс варианта исполнения поршня |
L | L1 |
10 | 260,12... 260,24 | 75,67.. 75,71 |
20 | 260,24... 260,35 | 75,78.. 75,82 |
30 | 260,35... 260,46 | 75,89.. 75,93 |
40 | 260,46... 260,57 | 76,00.. 76,04 |
Рис. 26. Схема замеров для подбора варианта исполнения
поршня:
1 - шейка шатунная коленчатого вала; 2 - гильза цилиндра; 3
- поршень; L - расстояние от образующей шатунной шейки в верхнем ее положении до
уп-лотнительного выступа гильзы; L1 - расстояние от оси отверстия под
поршневой палец до днища поршня; а -выступание поршня
Поршень с шатуном соединен пальцем 10 (см. рис. 25) плавающего типа, осевое перемещение пальца в поршне ограничено стопорными кольцами 9. Поршневой палец изготовлен из хромоникелевой стали в виде пустотелого цилиндрического стержня, упрочнен цементацией и закалкой.
Вкладыши подшипников коленчатого вала и нижней головки шатуна сменные, тонкостенные, трехслойные, с рабочим слоем из свинцовистой бронзы. Верхний и нижний вкладыши коренного подшипника колечатого вала невзаимозаменяемы. В верхнем вкладыше имеются отверстие для подвода масла и канавка для его распределения.