С 1985 года на автомобилях КамАЗ устанавливается генераторная установка Г273-В (рис. 338), состоящая из трехфазного синхронного генератора с прямоточной вентиляцией и встроенных в генератор выпрямительного блока и интегрального регулятора напряжения Я120М. Генераторная установка предназначена для работы в однопроводной схеме элекрооборудования автомобиля с присоединением отрицательного вывода к корпусу. Ошибочное подключение к корпусу положительного вывода аккумуляторной батареи приводит к выходу из строя выпрямительного блока и регулятора напряжения.
Рис. 338.
Генераторная установка Г273-В: 1 - шкив; 2 -вентилятор; 3 - крышка со стороны
привода; 4 - статор; 5 -ротор; 6 - вал ротора; 7 - блок выпрямительный; 8 -
крышка со стороны контактных колец; 9 - кольцо контактное; 10 -крышка
подшипника; 11 - резистор подпиточный; 12 -регулятор напряжения Я120М; 13 -
щеткодержатель; 14 -переключатель сезонной регулировки; а - электрическая схема;
b - разрез; с - регулятор напряжения
Встроенный в щеткодержатель генератора регулятор напряжения собран по интегральной схеме и служит для автоматического поддержания напряжения генератора в заданных пределах, необходимых для обеспечения зарядного режима аккумуляторной батареи и работы потребителей.
На регуляторе-напряжения установлен переключатель посезонной регулировки (см. рис. 338). Уровень регулируемого напряжения генератора в положении переключателя Л (лето) должен находиться в пределах 27... 28 V, в положении 3 (зима) — 28,8... 30,2 V.
Генератор расположен в верхней передней части двигателя и прикреплен двумя лапами к кронштейну, а третьей — к натяжной планке, приводится во вращение двумя клиновыми ремнями. Натяжение ремней осуществляется перемещением генератора. Передаточное число привода генератора 2,41.
На генераторе имеются следующие выводы:
- "+" — для подключения аккумуляторной батареи и нагрузки;
- "-" — для подключения к массе автомобиля;
- В — для соединения с выводом ВК выключателя приборов и стартера;
- — штекер на корпусе для вывода фазы.
Техническая характеристика генератора
Направление вращения |
правое (со стороны привода) |
Номинальное напряжение, В |
28 |
Частота вращения [при температуре (25±10)°С, напряжении 28 В и
независимом возбуждении], мин1: |
|
Максимальная сила тока отдачи, А |
28 |
Сила тока возбуждения, А, не более |
3,4 |
Сила давления щеточных пружин |
1,86... 2,45 |
Обмотка статора | |
Марка провода |
ПЭТВ |
Количество фаз обмотки |
3 |
Количество катушек в каждой фазе |
6 |
Количество витков в катушке |
20 |
Фазное сопротивление при температуре +20 ºС |
0,34...0,36 |
Обмотка ротора | |
Марка провода |
ПЭТВ |
Количество витков |
1200 |
Сопротивление обмотки при температуре +20 °С |
16... 17 |
Выпрямительный блок | |
Тип |
БПВЧ-45 |
Максимальное обратное напряжение, В |
150 |
Сила максимального выпрямительного тока, А |
45 |
Падение напряжения, В, не более |
0,7 |
Сила тока, при которой измеряется падение напряжения, А |
10 |
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ!
- Не присоединяйте и не отсоединяйте штепсельные разъемы и плюсовой вывод генераторной установки при работающем двигателе и включенных аккумуляторных батареях, атакже не пускайте двигатель при отсоединенном от генератора плюсовом проводе.
- Не проверяйте исправность генераторной установки путем замыкания выводов "+", В, О перемычками на массу и между собой.
- Не соединяйте вывод щеткодержателя, доступ к которому открыт через окно в кожухе щеткодержателя, с выводами "+" генератора, В щеткодержателя. Это ведет к выходу из строя регулятора.
- Не проверяйте исправность схемы электрооборудования и отдельныхпроводов мегомметром или лампой, питаемой напряжением выше36 В. Еслитакая проверка необходима, то предварительно отсоедините провода от генераторной установки.
- Во избежание выхода из строя выпрямительного блока и регулятора напряжения при подзарядке аккумуляторных батарей от внешнего источника отключите батареи от сети автомобиля.
- При мойке автомобиля защищайте генератор от попадания в него воды.