Электрофакельное устройство (ЭФУ) предназначено для облегчения пуска холодного двигателя при температуре окружающего воздуха ниже минус 5°С. Применение ЭФУ эффективно при температуре окружающего воздуха до минус 22°С, при более низких температурах следует применять предпусковой подогреватель.
Принцип действия ЭФУ основан на подогреве воздуха, поступающего в цилиндры двигателя, факелом свечей. Топливо, поступающее к свече, сгорает не полностью. Несгоревшая часть его в виде паров и разогретого газа поступает в цилиндры, способствуя возникновению в камере сгорания дополнительных очагов воспламенения. Факельные свечи подсоединены к магистрали низкого давления системы питания двигателя топливом на участке фильтр тонкой очистки топлива - ТНВД.
При пуске двигателя топливоподкачивающий насос подает
топливо через фильтр тонкой очистки 17 (рис.
35) к свечам 13. Перепускной клапан ТНВД и клапан-жиклер фильтра тонкой
очистки топлива закрыты и топливо под давлением поступает на свечи ЭФУ с
минимальной задержкой от момента открытия электромагнитного клапана 11. При
давлении больше 25...45 кПа (0,25...0,45 кгс/см2) клапан-жиклер открывается,
поддерживая оптимальное давление перед жиклером свечи ЭФУ для устойчивого
горения факела.
Сила тока, потребляемого ЭФУ, не оказывает отрицательного
влияния на последующий стартерный разряд аккумуляторных батарей. При этом в 4-6
раз снижается сила тока, потребляемого стартером, вследствие более ранних
вспышек в цилиндрах двигателя.
При включении кнопки ЭФУ напряжение от аккумуляторных батарей через реле включения ЭФУ и термореле подается на факельные свечи. Одновременно с разогревом свечей нагревается и срабатывает термореле, включая электромагнитный клапан и сигнализатор в блоке сигнализаторов. При этом клапан открывается и топливо поступает к свечам, а загорание сигнализатора указывает на готовность устройства к пуску двигателя.
Кроме того, при включении кнопки ЭФУ напряжение подается на реле, которое
разрывает цепь обмотки возбуждения генератора, что необходимо для защиты свечей
от напряжения, вырабатываемого генератором, когда выход двигателя на устойчивый
режим сопровождается работой ЭФУ. Сохранение факела при малой частоте вращения
коленчатого вала двигателя после пуска способствует быстрому выходу его на
самостоятельный режим работы и уменьшению дыма, возникающего у непрогретого
двигателя.
Сопротивление спирали термореле выбрано таким, чтобы на выводах
свечей обеспечивалось напряжение 19 В (номинальное напряжение свечи).
При пуске двигателя выключателем приборов и стартера через дополнительное реле включается стартер. Одновременно срабатывает реле, контакты которого шунтируют термореле, то есть на выводы свечей подается напряжение, минуя спираль термореле, так как при проворачивании коленчатого вала двигателя стартером напряжение батарей снижается.
Во избежание повышения напряжения на свечах после пуска двигателя, при работе ЭФУ так же предусмотрено отключение обмотки возбуждения генератора.
Техническая характеристика изделий ЭФУ
Свеча факельная: | |
номинальное напряжение, В | 19 |
потребляемый ток при номинальном напряжении, А | 11...11,8 |
пропускная способность по топливу, см3/мин | 5,5...6,5 |
Термореле: | |
номинальное напряжение, В | 24 |
номинальный ток А | 22,8 |
время от момента включения тока до замыкания контактов, с | 50...65 |
время замкнутого состояния контактов после отключения тока, с | >45 |
Электромагнитный клапан: | |
номинальное напряжение, В | 24 |
напряжение включения (открытия), В | >12 |
напряжение отключения (закрытия), В | >6 |
потребляемый ток при напряжении 12 В, А | <1,1 |
Проверка работоспособности ЭФУ
Работу ЭФУ следует проверять при исправных и заряженных аккумуляторных батареях в следующем порядке:
- проверить исправность сигнализатора ЭФУ на панели приборов в кабине (нажатием кнопки контроля);
- включить ЭФУ и определить время момента включения ЭФУ до загорания
сигнализатора. Для первого включения ЭФУ оно должно составлять при температуре
воздуха выше нуля 50-70 с, а при температуре ниже нуля - 70-110 с. При
повторном включении ЭФУ время загорания сигнализатора сокращается, поэтому для
получения достоверного значения необходимо дать остыть термореле до
температуры окружающего воздуха:
проверить наличие пламени факела во впускных коллекторах.
Для проверки факела необходимо:
- вывернуть свечи из коллекторов, подсоединить к ним топливные трубки и электропровода;
- обеспечить надежное соединение корпусов свечей с массой и убедиться, что вывод изолирован от массы;
- включить ЭФУ и после загорания сигнализатора с помощью стартера провернуть коленчатый вал. Если нет пламени, то заменить неисправную свечу.
Работоспособность реле 4 включения ЭФУ определите в следующем порядке:
- отсоедините любой провод от вывода «К» дополнительного реле стартера;
- нажмите кнопку включения ЭФУ и два-три раза не более чем на 1с поверните ключ выключателя приборов и стартера в положение II (крайнее правое положение). При исправном реле должны прослушиваться характерные щелчки;
- выключите ЭФУ и подсоедините провод к выводу «К».
Работоспособность реле отключения ОВГ определите так:
- нажмите кнопку ЭФУ и пустите двигатель стартером. Стрелка амперметра при изменении частоты вращения двигателя во всем диапазоне должна показать разрядный ток около 30 А. Остановите двигатель и только после этого отпустите кнопку ЭФУ;
- вновь пустите двигатель и убедитесь, что генератор дает заряд.
Таблица 15. Возможные неисправности ЭФУ и способы их устранения
Причина неисправности | Метод устранения |
Стрелка вольтметра в нижней границе шкалы | |
Замыкание спирали термореле или электропроводов |
Если свечи исправны, отсоединить от термореле провод, соединяющий его
с кнопкой включения ЭФУ. Отсутствие изменения показаний стрелки указывает на замыкание спирали термореле. В этом случае следует заменить термореле. Если спираль термореле цела (определяется на ощупь) и при отсоединенных от свечей проводах положение стрелки не меняется, то это указывает на замыкание электропроводов. Устранить замыкание. |
Замыкание свечи на массу | Отсоединить провод от вывода левой свечи, исключив контакт наконечника
с массой, и вновь включите ЭФУ. При выходе стрелки за пределы шкалы отсоединить провод от вывода правой свечи. Отсутствие выхода стрелки за пределы шкалы указывает на замыкание правой свечи. Заменить отказавшую свечу. После устранения замыкания рекомендуется проверить состояние изоляции электропроводов, работоспособность термореле и реле включения ЭФУ, а если замыкание произошло при пуске двигателя работоспособность шунтирующего реле |
Показание вольтмера не изменяется | |
Перегорание спирали термореле | Включите ЭФУ и проверьте напряжение на выводах термореле.
Отсутствие напряжения на выводе со стороны штекерного соединения при наличии напряжения на другом выводе свидетельствует о перегорании спирали. Замените термореле |
Перегорание свечей или отсутствие контакта в цепи |
Включите ЭФУ и проверьте наличие напряжения на выводах каждого изделия
ЭФУ, начиная с факельных свечей. Наличие напряжения на выводе правой свечи свидетельствует о перегорании свечей. Замените свечу и восстановите контакт |
Перегорание одной из свечей | Включить ЭФУ на 10-15 с, затем заменить холодную свечу |
Нет факела свечи | |
Отсутствие поступления топлива к свече | Ослабить топливоподводящий штуцер на свече. Включить ЭФУ и после
загорания сигнализатора (открытие электромагнитного клапана) провернуть с помощью стартера коленчатый вал. Если топливо при открытом клапане не просачивается через неплотно завернутое резьбовое соединение штуцера, устранить неисправность в системе питания топливом |
Непрохождение топлива через свечу | Вывернуть свечу из коллектора. Промыть и продуть сжатым воздухом
жиклер, топливный фильтр и топливоподводящие полости. Проверить наличие пламени факела |
Негерметичность системы питания топливом | Устранить негерметичность |