2018-04-17
В конце 2017 года на выставке «Вузпромэкспо» был показан автомобиль КАМАЗ-Арктика. Гигантский синий вездеход произвел фурор и вызвал множество вопросов: абсолютно новое для автогиганта направление – вездеходное транспортное средство (ВТС) под брендом КАМАЗ и видом, и функционалом сильно отличается от других перспективных разработок предприятия.
В стране принята программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года». Приоритетами программы стали комплексное социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации, развитие науки и технологий и развитие ресурсной базы Арктической зоны РФ за счет использования перспективных технологий.
Стране нужна машина, которая будет помогать первопроходцам и исследователям, разработчикам недр, а также медикам и МЧС. «КАМАЗ» отозвался на программу разработкой снегоболотохода КАМАЗ-Арктика. Именно так будет сертифицирован первый российский «альфамобиль».
КАМАЗ-Арктика: почему «альфамобиль»?
«КАМАЗ» разделил расходы на разработку КАМАЗ-Арктики с Министерством образования России. К разработке невероятной машины привлечены два вуза - МГТУ им.Баумана и Московский политех (в который вошел МАМИ).
Главный конструктор инновационных автомобилей Службы главного конструктора инновационных автомобилей НТЦ Сергей Назаренко рассказал о ходе работ над проектом:
- В проекте КАМАЗ-Арктика перед нами стоит задача в 2017-2018 году разработать и изготовить два автомобиля: один с колесной формулой 6Х6 и второй - 8Х8. Первый вариант уже изготовлен и был представлен на выставке в Москве. Автомобиль работает на классическом камазовском двигателе V8, оснащен механической коробкой передач. Машина будет сертифицирована как снегоболотоход. Это абсолютно новая разработка с точки зрения конструкции - таких машин «КАМАЗ» никогда прежде не создавал.
Максимальная скорость КАМАЗ-Арктики -– не более 50 км/ч.
Для работы в районах Крайнего Севера и Арктики автомобиль должен функционировать при температурах в минус 50-60 градусов, двигаться при полном бездорожье: как на снегу, так и в условиях слабонесущих грунтов, в весеннюю распутицу, работать на зимниках, - продолжает главный конструктор. - Ключевая особенность вездехода – шарнирно-сочлененная рама: машина поворачивает не за счет колес, а за счет «ломающейся» рамы. Такое решение вызвано габаритами колес: они у вездехода очень широкие, не дающие достаточного для поворота ресурса.
Особые, широкие шины – еще одна особенность КАМАЗ-Арктики. С их помощью решается проблема проходимости в особых климатических условиях и на нестабильных грунтах: заболоченных территориях, тундре, фирновых снегах (плотный крупнозернистый снег - ред.) Они могут быть двух размеров – более 1000 мм шириной (версия «Негабарит») и 700 мм (версия «Габарит). Вариант «Габарит» позволяет машине уложиться в разрешенные ПДД параметры, чтобы передвигаться по дорогам общего пользования. Вариант «Негабарит» с шинами шириной в 1000 мм предназначен для передвижения на грунтах с низкой несущей способностью. Клиренс автомобиля – 677 мм.
Благодаря этим качествам КАМАЗ-Арктика может выступать как «альфамобиль» – транспортное средство, которая возглавляет колонну других машин, ведет за собой обычные грузовики, - поясняет Назаренко функции северного гиганта грузоподъемностью в 13 тонн.
Машина оснащена жилым модулем. «Модуль – это полноценное жилое пространство, в котором можно жить или ждать помощи в самых суровых климатических условиях как минимум трое суток. «Минимум – трое, а скорее неделю и больше, - рассказывает Сергей Назаренко. - В модуле есть спальные места, душ и туалет, микроволновая печь, подогреватель, запас воды, умывальник, холодильник, ТВ, спутниковый телефон, варочная панель, электрогенератор». Дизайн жилого модуля выполнен СКБ-МАМИ.
Попасть в жилой модуль можно по раскладной лестнице.
Дополнительно в жилом модуле предусмотрены кондиционеры, которые могут изолировать обитателей модуля от северного «зверя»: мошкары, комаров, гнуса.
Сергей Назаренко признается, что в России есть и другие разработки вездеходов для арктических регионов, но уверен в конкурентоспособности своего детища: «У нас ряд ключевых преимуществ, таких как жизнестойкость конструкции, высокие тяговые динамические качества автомобиля». Сейчас машина находится в Набережных Челнах: проводятся испытательные заезды на территории НТЦ.
Летом КАМАЗ-Арктика еще появится на выставках, а во второй половине лета отправится в холодные районы страны. Место для испытаний пока обсуждается: выбор стоит между Якутией и Ямалом. Вторая машина - с колесной формулой 8Х8, оснащенная силовым агрегатом Р6 и кабиной К5, а также автоматической КПП, должна появиться в конце 2018 года.
Стране нужна машина, которая будет помогать первопроходцам и исследователям, разработчикам недр, а также медикам и МЧС. «КАМАЗ» отозвался на программу разработкой снегоболотохода КАМАЗ-Арктика. Именно так будет сертифицирован первый российский «альфамобиль».
КАМАЗ-Арктика: почему «альфамобиль»?
«КАМАЗ» разделил расходы на разработку КАМАЗ-Арктики с Министерством образования России. К разработке невероятной машины привлечены два вуза - МГТУ им.Баумана и Московский политех (в который вошел МАМИ).
Главный конструктор инновационных автомобилей Службы главного конструктора инновационных автомобилей НТЦ Сергей Назаренко рассказал о ходе работ над проектом:
- В проекте КАМАЗ-Арктика перед нами стоит задача в 2017-2018 году разработать и изготовить два автомобиля: один с колесной формулой 6Х6 и второй - 8Х8. Первый вариант уже изготовлен и был представлен на выставке в Москве. Автомобиль работает на классическом камазовском двигателе V8, оснащен механической коробкой передач. Машина будет сертифицирована как снегоболотоход. Это абсолютно новая разработка с точки зрения конструкции - таких машин «КАМАЗ» никогда прежде не создавал.
Максимальная скорость КАМАЗ-Арктики -– не более 50 км/ч.
Для работы в районах Крайнего Севера и Арктики автомобиль должен функционировать при температурах в минус 50-60 градусов, двигаться при полном бездорожье: как на снегу, так и в условиях слабонесущих грунтов, в весеннюю распутицу, работать на зимниках, - продолжает главный конструктор. - Ключевая особенность вездехода – шарнирно-сочлененная рама: машина поворачивает не за счет колес, а за счет «ломающейся» рамы. Такое решение вызвано габаритами колес: они у вездехода очень широкие, не дающие достаточного для поворота ресурса.
Особые, широкие шины – еще одна особенность КАМАЗ-Арктики. С их помощью решается проблема проходимости в особых климатических условиях и на нестабильных грунтах: заболоченных территориях, тундре, фирновых снегах (плотный крупнозернистый снег - ред.) Они могут быть двух размеров – более 1000 мм шириной (версия «Негабарит») и 700 мм (версия «Габарит). Вариант «Габарит» позволяет машине уложиться в разрешенные ПДД параметры, чтобы передвигаться по дорогам общего пользования. Вариант «Негабарит» с шинами шириной в 1000 мм предназначен для передвижения на грунтах с низкой несущей способностью. Клиренс автомобиля – 677 мм.
Благодаря этим качествам КАМАЗ-Арктика может выступать как «альфамобиль» – транспортное средство, которая возглавляет колонну других машин, ведет за собой обычные грузовики, - поясняет Назаренко функции северного гиганта грузоподъемностью в 13 тонн.
Машина оснащена жилым модулем. «Модуль – это полноценное жилое пространство, в котором можно жить или ждать помощи в самых суровых климатических условиях как минимум трое суток. «Минимум – трое, а скорее неделю и больше, - рассказывает Сергей Назаренко. - В модуле есть спальные места, душ и туалет, микроволновая печь, подогреватель, запас воды, умывальник, холодильник, ТВ, спутниковый телефон, варочная панель, электрогенератор». Дизайн жилого модуля выполнен СКБ-МАМИ.
Попасть в жилой модуль можно по раскладной лестнице.
Дополнительно в жилом модуле предусмотрены кондиционеры, которые могут изолировать обитателей модуля от северного «зверя»: мошкары, комаров, гнуса.
Сергей Назаренко признается, что в России есть и другие разработки вездеходов для арктических регионов, но уверен в конкурентоспособности своего детища: «У нас ряд ключевых преимуществ, таких как жизнестойкость конструкции, высокие тяговые динамические качества автомобиля». Сейчас машина находится в Набережных Челнах: проводятся испытательные заезды на территории НТЦ.
Летом КАМАЗ-Арктика еще появится на выставках, а во второй половине лета отправится в холодные районы страны. Место для испытаний пока обсуждается: выбор стоит между Якутией и Ямалом. Вторая машина - с колесной формулой 8Х8, оснащенная силовым агрегатом Р6 и кабиной К5, а также автоматической КПП, должна появиться в конце 2018 года.